В гостях у Ванюшки Кудрявцева

В гостях у Ванюшки Кудрявцева

6d552e23c16019bf69a6cdab6d598656.jpg

Четырехлетний Ванюшка Кудрявцев – потомственный казак из Баяна. Баян – райский уголок, крохотное село на правом берегу Джиды. Здешние места – глаз не оторвать! 
Красота космическая: голубая лента Джиды, извилистая гряда перламутровых сопок, бездонное синее небо…


343d3c61e0fc700222baff2d5864cda0.jpg

«Баян» в переводе с бурятского языка – «щедрый», «благодатный». Сколько раз мы мечтали попасть сюда, наблюдая с другого берега Джиды на манящую красоту! То речка летом разольется, то недосуг…

И вот, под Рождество, с удовольствием принимаем приглашение Елены Кулюшиной, заместителя главы районной администрации, посетить ее малую родину.


8691506bc0abe788b84e6f67e81dfcd8.jpg

По белоснежной равнине, мы в Баян не едем, а летим, как на крыльях, на микроавтобусе петропавловского водителя Апреля Дамбаева, любезно согласившегося свозить нас в гости к юному герою – Ванюшке Кудрявцеву.


Храм в Баяне

Вместе с Еленой Кулюшиной поднимаемся на горку, к баянской достопримечательности – полуразрушенной церкви, одной из самых старинных в Восточной Сибири. Даже в этом состоянии храм являет собой образец сибирского барокко – божественные линии внутреннего свода, арочных изгибов.


cd29085b724d454319bc40028c345707.jpg
Первый камень в фундамент Баян-Хосунской Николаевской церкви заложен в 1789 году

Особенность храма – двусветная планировка, когда солнечный свет падает сразу с двух сторон, внутренние дымоходы, установленные прямо в стенах и арках. Изящный силуэт церкви не утратил своего великолепия даже из-за поломанной крыши и снесенной колокольни.


41e62f24afcde25d8f487eb645f57335.jpg

Елена Кулюшина говорит: «Самая большая мечта всех баянцев – восстановить наш храм. Может, с помощью интернета это удастся сделать?..».

Нам остается присоединиться к пожеланию Елены Кулюшиной, страстному фанату Баяна, Джиды, своей малой родины...

69be03df2e575175ac24aa9e807fdeb4.jpg



Привет, звезда Wikipedia!

О том, что он интернет-знаменитость, четырехлетний Ванюшка еще не знает. Фотография маленького, но гордого казачонка с упрямым, твердым взглядом, в настоящем казачьем обмундировании облетела многие сайты мировой Сети, публиковалась в газетах.

d50ff42ed99fc1de24347ecd0292f532.jpg
Знаменитая в интернете фотка

Тысячи пользователей Wikipedia, flickr, tumblr ставили «лайки» и делились фотографией Ванюшки, сделанной бурятским блогером Аркадием Зарубиным во время прошлогоднего фестиваля казачьей культуры, прошедшего на берегу Джиды, у детского лагеря «Черемушки».

b9e352ebf668701c21665b690700ad82.jpg
Ваня с отцом на казачьем фестивале


В просторном, уютном доме бабушки Веры и деда Ивана Кудрявцевых становится тесно, когда Ваня с сестренкой Танюшкой приходят в гости.

620dcc81c09015d92fb1833dcf36eb6c.jpg
Ванюшка

a9f2b0e2dcfb51ede1c5ead2d8eba720.jpg
Танюшка

Он маленьким чертенком носится по комнатам. Заливисто хохочет, прыгает, кувыркается по всем коврам, диванам, креслам одновременно. Дед с бабушкой напускают строгость: «Ванюшка, перестань!». От «грозных» окриков, внимания взрослых, щелкания фотозатвора внучок старается пуще прежнего: «Вот как я прыгаю! А вы умеете?». Вдохновившись нашими отрицательными ответами, Ванюшка делает стойку на голове.

bcce0fcc898e7a1fa34ed89fe81ff179.jpg

Ванюшкины черные глаза, смуглые щечки, живой, упрямый характер – суперпродукт смешения многих кровей, начиная от его прадедов-донских казаков и зажиточных скотоводов-степняков.

d2a339721fc1aacb939fd7062d497571.jpg

Когда-то, больше века назад, промысел Божий привел настоящего казака Кудрявцева на берега Джиды. Нашел здесь свою судьбу. Потомки переженились на местных девушках. С тех пор пошел род Кудрявцевых в Баяне.

Знание традиций у Ванюшки в крови. На просьбу «Дай щечку!» Ванюшка откликается охотно и подставляет макушку. Он знает, что местные отцы и матери, бабушки и дедушки, по бурятскому обычаю, детей не целуют, а нюхают в макушку, а потом дают денежки или конфеты. Ванина макушка пахнет немного молоком, немного дымом от свежезатопленной печки, и еще каким-то особым детским ароматом. Нежным, чуть уловимым, обещающим много чудесных открытий его обладателю, наследнику большого и дружного рода…

От Ванюшкиных акробатических кульбитов нас отвлекает Вера Николаевна, хозяйка гостеприимного дома Кудрявцевых.

27d834d02fe49b4c7d132c4c7e246ddb.jpg
Вера Николаевна

Спрашиваем, откуда такая потрясающая, настоящая казачья форма у Ванюшки.
Оказывается, форму Ване шили всем миром  – мама и папа, дедушка и бабушка. И кнут у него настоящий, и шитые золотом лампасы, и папаха!

6ccbcd52c78f081317dc045ffec30414.jpg
Ваня Кудрявцев на фестивале казачьей культуры в Черёмушках


Баянские деликатесы в стиле organic

Все настоящее, натуральное, оказалось и на праздничном столе у Кудрявцевых. «Кроме чая, всё – своё!» – говорит с гордостью Вера Николаевна.
О, это баянское пиршество мы забудем не скоро! Куски прозрачного холодца, щедрые «горы» мяса в ароматном щи, дразнящие пласты домашнего сыра. Многочисленные соленья-варенья.

5bbaf103df421396d593d86807f92a04.jpg

И вот, под занавес – вкуснейший воздушный торт на сметане и яйцах! Пришлось присвоить ему кодовое название «Прощай, талия!», потому что оторваться от него было выше наших сил.

11cf39b6b8f0adfb96986b5a95c5252b.jpg

Автор этих строк недавно была в Германии, и по примерным подсчетам, в дорогих ресторанах и магазинах под маркой organic этот стол потянул бы на сумму больше тысячи евро. Поклонники органической кухни тратят большие средства, чтоб лакомиться продуктами, выращенными без применения химических удобрений  и генномодифицированных компонентов. Даже вымя у коров, вся молочная тара должны обрабатываться без применения синтетических  моющих средств.

А баянцы так и растят свои овощи – только с помощью матушки-природы, собирают ягоды и грибы, взбивают домашнюю сметану, готовят голубцы, морозят на зиму мешками фарш, пельмени и буузы.

efe08ede48ca07cccb18109d0c223fd9.jpg
Баян - земля щедрых урожаев. Вот выросли ароматные, вкусные арбузики

Так что есть о чем задуматься нашим продвинутым туроператорам. И не только задуматься, а реально привозить в Баян ценителей экологической пищи, сельского образа жизни, "зеленого" туризма, сплавов по реке Джиде и ее притокам.

c31873498a156291f9b48a9cd4b0b60d.jpg
Елена Кулюшина: Это моя родина!

Елена Кулюшина добавляет: «Фермерское хозяйство Кудрявцевых – одно из лучших в районе. Не раз занимали первые места в республиканских конкурсах. Обеспечивают рабочие места всему Баяну, платят налоги. Часто выступают и добровольными спонсорами своих земляков. Благодаря Кудрявцевым баянцы смотрят телевизоры в своих домах. Вот бы им еще комбайн на подмогу, сколько можно было бы сделать полезного!»

Подходит к концу наш чудесный вечер в Баяне в гостях у Ванюшки Кудрявцева...

Спасибо вам, дорогие баянцы!

Ванюшка, расти большой! Когда будешь сильным, умным, ты не забудешь детство в родном Баяне и придешь поклониться к своему храму…


Дора Хамаганова,  Аркадий Зарубин
0
Валентина
08.01.2013 04:31:03
привет, баян! Ванюшка красавец, истинный казачок! Расти здоровым.  Церковь надо восстанавливать всем миром.
Ответить Ссылка 0
0
земляк
08.01.2013 04:35:13
Кулюшина во всех кадрах, душа беспокойная, деловая  Вот ее надо двигать в ХУРАЛ,  и церковь восстановится
Ответить Ссылка 0
0
кхе-кхе
08.01.2013 07:38:06
Кулюшина по району колесит как Путин по стране. 
и фотографируется то пляшущей в Ичетуе, то в мясном цеху в Джиде, то в детском саду в Дырестуе, то в детском доме в Оере, то на горе в Баяне. Осталось амфоры достать со дна Таглея, с голым торсом сфотографироваться на коне, да с турпанами на юг улететь.

говорили, что она вся больная, а тут у вас она как резвая козочка скачет

Кулюшина праздничная дежурная по району?

А Цыренов-то где у вас? его почему не видно? Бухает?
Ответить Ссылка 0
0
Джида
08.01.2013 08:15:43
Белеет церковь одиноко



Автор выражает благодарность А. Ф. Ощепкову за предоставление некоторых материалов для написания этой статьи.

Об истории Баян-Хосунской Николаевской церкви можно писать и рассказывать очень много. Судьба у неё была и счастливой, и трагической. Пожалуй, ни одной церкви не сыскать со столь сложной во всех отношениях жизнью. Но прежде чем рассказывать что-либо об этом храме, следовало бы сначала пройтись по истории возникновения села Баян, где и была возведена эта церковь.

Сохранились сведения о том, что село основали казаки, прибывшие из-за Урала между 1730  и 1750 годами. Позднее  сюда были направлены польские  ссыльные, наказанные русским царём за многочисленные восстания на родине. Казаки и  поляки привезли с собой свою культуру, в том числе возделывания огородов, умение перерабатывать плоды и овощи для хранения их на зиму, а также заготовки и употребления в пищу копченостей, соленостей. Но не это главное, что вывело Баян в число богатых сёл Забайкалья.

Ссыльные поляки привезли с собой семена  и секреты возделывания и выращивания табака. Вот эта продукция и стала «золотой жилой» для поселенцев.

В то время русло реки Джида находилось ближе к  горе Загунцар. А в пойме реки возле самого села располагались богатейшие пойменные луга. Они и стали плантациями для табака. До переселенцев эта продукция  доставлялась в Бурятию из Китая, преодолевала огромное расстояние и стоила соответственно больших денег. Поэтому более дешевый и хороший табак из села Баян сразу же стал пользоваться спросом у населения.

По словам старейших жителей, табака здесь производили до десяти сортов. В октябре-ноябре снаряжались обозы для отправки продукции в соседние волости и в Монголию. Бывало, в ямщину с табаком направлялось из этого села до 40 подвод.

Кроме того, новые возделанные поля давали очень хороший урожай пшеницы, овса и ржи. В селе не было «богатеев» и купцов, однако, многие крестьяне и казаки  жили зажиточно, в том числе и польские окрещённые  переселенцы. Это такие семьи, как Правдинские, с ударением на первое «и», Пан-Фединские, Хорошевские, Пшинские, Шринские, Глэдышевские, Селетские.

Среди казачества  зажиточностью выделялись семьи Ощепковых, Сукнёвых, Кондаковых, Григорьевых, Шишмарёвых. Кстати,  самым большим семейством  в селе считались семьи Ощепковых. Среди них были не только богатые казаки, но и священнослужители.

Впоследствии польские фамилии трансформировались и стали называться на русский лад. Сейчас потомки тех крестьян носят фамилии Пашинские,  Правдины, Панафидины, Хороших,  Шарины, Гладышевы.
Ещё в 1940 по 1953 год на кладбище за церковью школьники Баянской школы читали на могильных камнях польские фамилии и имена - Юзеф, Феликс, Феофан. Так вот, как раз эти православные зажиточные крестьяне и казаки стали инициаторами строительства каменной церкви.

Старожилы понимали, что строить каменную церковь за рекой будет очень накладно. Но деревянные церкви часто горели. Сгорела и первая  небольшая Баянская церковь, построенная казаками в 1778 году.  И, надеясь на божье милосердие, на помощь верующих, всё же решили рискнуть на строительство каменной церкви, к тому же не маленькой.

В 1789 году было освящено место для строительства и заложен первый камень под фундамент. Впоследствии окажется, что место подобрали самое лучшее. Церковь восстала на возвышенности, была видна издалека, а колокольный звон разносился по руслу реки Джиды далеко за пределы Баяна. Строили храм долго, испытывая большие трудности с доставкой стройматериалов.

Многие старики и старушки  долго помнили  место  захоронения первого священника под большой гранитной плитой. Они же постоянно передавали  из уст в уста, с какими трудностями возводилась эта церковь, как  помогали миряне тем, чем могли.

Каждый житель окрестных сёл считал за честь принести на себе или привезти на телеге хоть сколько-нибудь кирпичей. К слову сказать,  в селе Капчеранка были построены специальные печи для выделки и обжига кирпичей на церковь. Для того времени путь из этого села до Баяна был не из лёгких. Чтобы доставить оттуда хотя бы один кирпич, надо было приложить немало усилий. А ведь кирпича потребовалось не одна тысяча. Поэтому и доставляли  его разными способами,  и даже пешком несли в сумах на плечах. Кирпич также подвозился из Читы, Верхнеудинска и Иркутска на конных подводах.

Строилась церковь на яичной кладке, то есть на каждый килограмм раствора требовалось до 10 штук яиц, а вернее, яичного белка, желток же доставался строителям. Конечно, это бремя легло на семьи Баяна и близлежащих поселений. И не было случая, чтобы кто-то отказался давать на строительство куриные яйца. За свой счёт баянцы привозили из городов архитекторов, отделочников и даже художников. Боялись в чём-то ошибиться, сделать не так,  как этого требовали церковные каноны и архитектурные правила.

Словом, строительство было всенародным. Огромную помощь оказали в возведении церкви ламы Гэгэтуйского  и Дырестуйского  дацанов. Старики говорили, что Гэгэтуйский дацан выделил не только подводы для доставки лесоматериала, но и часть  подготовленного для своих нужд леса.
Дырестуйский дацан  помог в покупке некоторой церковной утвари и постоянно оказывал материальную поддержку.

Ощутимую помощь оказали церкви Иркутской и Читинской епархий. Большинство икон было подарено верующими других приходов. Но самые дорогие иконы приобретались за наличные в городах Иркутске, Чите и Верхнеудинске (ныне  Улан-Удэ).  Для этого специально снаряжали отряды казаков при всём обмундировании и оружии.

Даже дети  хоть в чём-то да помогали строителям.  «Храм по кирпичику вырастает, а боженька знает, кто помогает» - так  говорили детям далёкие наши предки.

Немало лет потребовалось для того, чтобы закончить внутреннюю и наружную отделку Баян-Хосунской Николаевской церкви. В начале 1805 года привезли колокола, покрыли сусальным золотом купола и кресты. Был и главный колокол весом около 10 пудов, который назывался «благовестом». Старожилы рассказывали, когда звонили в этот колокол по большим праздникам, то его голос было слышен даже в станице Желтуринской.
Баянская Церковь, с ярко блестящими высокими куполами и колокольней, с животворным иконостасом, настенными фресками, стала гордостью всех православных. Её приход состоял из верующих многих окрестных сёл, деревень и заимок. Река Джида преградой не являлась. Постоянно работал паром в летнее время на конопляных канатах. А в зимнее время, когда реку сковывал лёд, в церкви начинались по традиции венчания, и тут уж дорога была укатанной.

Возведение храма несколько раз приостанавливалось, в том числе из-за отсутствия стройматериалов. Для ускорения строительства из  Иркутска был «выписан» специальный человек, который руководил работами, а после остался здесь служить.

В 1805 году церковь была освящена, хотя богослужения и молебны православных сопровождали строительство с самого его начала. В церкви началось богослужение.

Общая длина церкви без крыльца составляла 22 метра, толщина стен – от 1,5 метров, а в некоторых местах ещё толще. Толщина стен колокольни составляла до 1 метра. Полностью церковь называлась так: Баян-Хосунский Николаевский миссионерский двусветный храм. Одно время даже село хотели переименовать в Николаевское, но это название не прижилось.
Руководил храмом попечительский совет. Например, в 1868 году председателем попечительства был избран отставной  зауряд-сотник Шишмарёв, а членами казаки Карпов и Григорьев. Они организовали капитальный ремонт  наружного и внутреннего облика церкви, огородили церковное кладбище, увеличили жалование псаломщику до 100 рублей в год.

Миссионерами в разное время служили Лука Матвеевич Сукнёв (с 1860 по 1869 гг.), Валериан Громов, Дмитрий Писарев и другие.  По сути дела,  Баянскую церковь в буквальном смысле этого слова можно было назвать  главенствующей, хотя кафедрального звания она не имела.
Одновременно  храм  мог  вместить до 500 верующих. А к 1810 году (по данным архива НПЦ) село Баян разрослось и насчитывало  около 600 дворов и более 2 тысяч жителей или местных поселенцев, как принято, было называть тогда всё население.

К сожалению, имя первого священника осталось неизвестным. Зато в последующем часто встречается фамилия Ощепковых. Например, с 1885 по 1905 год псаломщиком  Баянской церкви был Матвей Алексеевич Ощепков.

Интересно привести одну запись из архива  церкви о добровольном крещении местных бурят. Орфографию сохраняю полностью: «По приказу  Его Императорского Величества, предъявитель сего Сартаулова роду ясашный Гонбо Табонаев от роду 19 лет по самоизвольному  желанию и усердию сего 1840 года февраля 5 дня Троицкосавского заказа Верхнеудинского округа Баинхосунской слободы Николаевской церкви священником Иоанном  Ощепковым  в православное исповедание приведён, наречено ему имя Иннокентий. Иннокентия Ощепкова  из прежнего состояния поклада исключить и пречислить к христианскому обществу по собственному его избранию и получить трёхлетнюю льготу от платежа всех податей, для чего и дан сей билет при Баинхосунской слободе Николаевской церкви за подписанием моим и приложением казённой печати марта 19 дня 1840 года».

В 1886 году по инициативе тех же миссионеров в центре села Баян была построена церковно-приходская школа. Более чем за сто лет здание  сохранилось в первозданном виде и ныне оно перевезено в село Булык. Сохранились также сведения  о некоторых учителях. И среди них была Анна Прокопьевна Лазарева.  Она выучила и  воспитала немало знатных людей Баяна.

В 1936 году по республике прокатилась волна «красных агитбригад». Комсомольцы совместно с отрядами ОГПУ, НКВД «отлучали» от веры всех подряд. Высмеивали тех,  кто крестится, ходит в церковь и читает молитвы. Высмеивали-то ещё куда ни шло. Служителей церкви, просто истязали, расстреливали без суда и следствия, а всю церковную утварь ломали, жгли и разворовывали.

Эта волна докатилась и до Баяна. Последнего священника Баянхосунской Николаевской церкви Дмитрия Алексеевича Зуйкова с позором спустили с колокольни и провезли на голом одре телеги по улицам Баяна. По слухам, он был впоследствии расстрелян.

Не берусь судить строго тех баянских молодых активистов, которые сбрасывали колокола и кресты с отливающей белизной церкви. Их было шестеро: кто утонул в том же году, кто умер от болезни, кто погиб в первые дни войны.  Бог им судья!


Афанасий (Алексей) Елисеев, член Союза журналистов России, бывший главный редактор газеты "Джидинская правда"

Ответить Ссылка 0
0
Сергей Елисеев
09.01.2013 06:04:07
Очень рады за этот комментарий! Спасибо. Только единственная просьба - соблюдайте авторство! "Белеет церковь одиноко" - Это историческая работа члена "Союза журналистов России", многолетнего редактора газеты "Джидинская правда" Елисеева Афанасия (Алексея) Алексеевича.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Джида
09.01.2013 06:48:04
Да я бы с удовольствием поставил бы автора, вот только он на сайте "ТВ Дубль" под статьей не указан. Добавьте, пожалуйста. А статья очень интересная!
Ответить Родитель Ссылка 0
0
джидинская
08.01.2013 11:29:02
кхе-кхе, какой злобный!
Ответить Ссылка 0
0
бур
08.01.2013 14:35:20
славный мальчонка. 

красивый Баян. 
надо объявить сбор народных средств на восстановление церкви
Ответить Ссылка 0
0
бур
08.01.2013 14:39:57
Елена Кулюшина - милая женщина. Видно, энергичная, задорная, боевая, да и о районе беспокоится, если в выходные дни по морозу ездит туда-сюда.
Ответить Ссылка 0
0
Валентина
08.01.2013 16:14:35
Речь не о Кулюшиной, а о проблеме поднятой ею:
НАРОД ДЖИДИНСКИЙ, ПОДНИМИСЬ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ!
Ответить Ссылка 0
0
Юлия
09.01.2013 11:09:03
Елена-хороший человек.Ей бы начальника хорошего-она бы помогла поднять район!!!Желаю ей здоровья и сил!!!
Ответить Ссылка 0
0
Любовь
10.01.2013 12:34:20
Модератор удалил комментарий. Не флудите и пишите по теме публикации!
Ответить Ссылка 0
0
тутошний
12.01.2013 10:59:33
Портал "Родное село" разместил материал о Ванюшке Кудрявцеве -   Он там сейчас самый популярный!
Ответить Ссылка 0